Станционная радиосвязь в системе «Транспорт»

В настоящее время для организации системы станционной радиосвязи (СРС) используются трехканальные радиостанции типов ЖР-У-СС и ЖР-У-ЛС н одноканальные типов «Тюльпан», «Днепр» и «Сирена». Все радиостанции имеют частотный разнос между соседними каналами, равный 50 кГц, высокую чувствительность (порядка I мкВ) ы защищенность от помех со стороны других радиостанций. Использование этих устройств позволило существенно улучшить эксплуатационно-технические характеристики системы СРС в части повышения оперативности связи, улучшения ее качества и повышения надежности.

Однако совершенствование технологии работы станций и узлов выдвигает новые требовании к средствам станционной радиосвязи. Среди них: увеличение числа каналов на базе эффективного использования электромагнитного спектра; обеспечение работы большого числа радиосредств в одном районе без мешающих влияний (решение проблемы электромагнитной совместимости); создание радиосетей с равнодоступными каналами для повышения эффективности их использования; дальнейшее повышение оперативности, качества и надежности радиосвязи.

Эти требования реализуются в разрабатываемой комплексной системе железнодорожной радиосвязи «Транспорт», в которой важное место отводится станционной радиосвязи.

В работе железнодорожных станций и узлов особое значение имеет обмен информацией между руководителями и подвижными объектами (исполнителями), рассредоточенными по территории станции. Поэтому оптимальная организация станционной радиосвязи требует решения следующих вопросов: создания системы оперативного управления подвижными объектами; разработки структурных схем построения радиосетей станционной связи; определения технико-экономических показателей разрабатываемой аппаратуры и принципов ее построения.



На крупных станциях, где осуществляются сложные технологические процессы, связанные с переработкой составов, основными объектами управления (исполнительным звеном) являются подвижные единицы. Они включают маневровые (МЛ), горочные (ГЛ) и хозяйственные (ХЛ) локомотивы, козловые н путевые краны, контейнеровозы и специализированные автомашины. К подвижным объектам относятся и работники, находящиеся на территории станций: составители поездов, сцепщики вагонов, башмачники, списчики, технические и коммерческие осмотрщики вагонов, слесари-автоматчики, приемосдатчики грузов, крановщики, стропольщики, электромеханики связи и СЦБ.

Технологическими процессами на станции руководят маневровый диспетчер, дежурные по паркам, дежурный по горке и оператор горки, составители поездов, а также руководители распорядительных постов: оператор технической конторы, операторы пунктов технического (ПТО) и коммерческого (ПКО) осмотров, оператор тормозных средств, диспетчер грузового двора, старшие электромеханики связи и СЦБ и др.

Система станционной радиосвязи предназначена для оперативного обмена информацией между руководителями и исполнителями (стационарными и подвижными абонентами) в процессе производства работ на железнодорожных станциях, в узлах и на подъездных путях. Станционная радиосвязь наряду с громкоговорящей и индуктивной связью является основным способом оперативного управления технологическими процессами на этих объектах.

Обеспечить абонентов технологической связью можно двумя путями: предоставлением отдельных каналов для каждой группы абонентов, участвующих в одном технологическом процессе (при этом эффективность использования отдельного канала связи невысока, однако обеспечивается постоянная готовность для обмена информацией); предоставлением равнодоступных каналов абонентам, не связанным единым технологическим процессом (при этом каналы связи используются более эффективно, благодаря чему удовлетворяются потребности большего числа абонентов, однако увеличивается время составления канала).

В первом случае при организации радиосети, как правило, используется групповой вызов. Здесь не требуется каких-либо дополнительных устройств, и техническая реализация радиостанции в основном определяется сложностью приемопередающей аппаратуры. Однако в этом случае на первое место выдвигаются вопросы эффективного использования радиочастот и решения проблемы электромагнитной совместимости (ЭМС) радиосредств. Действительно, выделение отдельного канала связи для каждой технологической группы абонентов ведет к увеличению потребного числа каналов, что затруднительно вследствие острого дефицита частотного ресурса. Кроме того, из-за увеличения числа радиостанций усиливаются мешающие влияния радиосредств, работающих в одном территориальном районе.

Тем не менее, в системе станционной радиосвязи н особенно в ее звене, связанном с безопасностью проведения различного вида работ, где важна постоянная готовность радиосвязи, такие радиосети находят широкое применение. Вследствие относительной простоты аппаратуры в радиосетях могут использоваться как стационарные и возимые, так и носимые радиостанции, к которым предъявляются жесткие требования ограничения габаритов и веса.

Второе направление развития станционной радиосвязи, предусматривающее объединение нескольких частотных каналов, существенно повышает эффективность их использования, однако предъявляет дополнительные требования к аппаратуре. Это связано с технической реализацией устройств автоматического поиска свободного канала, устройств индивидуального избирательного вызова и т. п Групповой вызов в таких радиосетях не применяется из-за большого числа абонентов. При использовании радиосетей с равнодоступными каналами значительно проще решаются вопросы ЭМС радиосредств благодаря небольшому числу каналов. Вместе с тем, в таких радиосетях могут применяться лишь стационарные (PC) и возимые радиостанции (РВ), а создание носимых радиостанций (PH), удовлетворяющих технико-эксплуатационным требованиям по габаритам и весу, затруднительно из-за сложности их разработки на современном уровне развития техники.

Таким образом, при классификации абонентов по категориям следует исходить из их режима работы и в первую очередь из допустимого времени ожидания при вхождении в связь и возможности оснащения подвижных абонентов возимыми и носимыми радиостанциями. В тех случаях, когда время ожидания не является определяющим, должна оцениваться эффективность использования радиоспектра.

Исходя из этих положений абоненты могут быть разделены на три категории: лица, обеспечивающие единый технологический процесс, например, маневровую и горочную работу и не допускающие ожидание; подвижные объекты могут оснащаться РВ и PH; лица, обеспечивающие единые или смежные технологические процессы, например, обработка составов и допускающие ожидание, подвижные абоненты могут оснащаться только РВ и PH; лица, обеспечивающие технологические процессы на крупных железнодорожных станциях и в узлах и допускающие ожидание; подвижные абоненты могут оснащаться только РВ.

Из анализа технологии работы различных категорий абонентов и статистических данных по организации радиосетей на используемых в настоящее время отечественных радиостанциях типа ЖР-У (стационарные невозимые), «Тюльпан», «Днепр», «Сирена» (носимые), а также на базе использования зарубежных многоканальных радиостанций типа ФМ (12-канальиые стационарные и возимые радиостанции типа ФМ-10-164 и 4-Канальные радиостанции типа ФМ-0,5-165) может быть составлена сводная таблица, характеризующая обобщенные параметры радиосетей.

Таким образом, для оперативного управления работой станций и узлов и обеспечения абонентов, участвующих в технологическом процессе, каналами радиосвязи необходимо организовать три типа диспетчерских радиальных радиосетей, например: для радиосвязи руководителей маневровой и горочной работы с машинистами маневровых, горочных и хозяйственных локомотивов, сцепщиками и башмачниками; для технических работников, обеспечивающих обработку железнодорожных составов на станциях, но не участвующих непосредственно в маневровой работе; для радиосвязи работников, обеспечивающих технологический процесс в крупных железнодорожных узлах, с машинистами локомотивов технических, грузовых и пассажирских станций, а также с другими лицами, работающими в пределах узла и допускающими возможность использования системы связи с ожиданием.

Известно, что основными характеристиками функционирования радиосетей являются: среднее время ожидания при вхождении в связь; оперативность связи; эффективность функционирования; вероятность отказа (потери вызовов).

Оперативность связи однозначно определяется только величиной нагрузки в радиосети.

Каждое поступившее на вход радиосети сообщение требует для своей передачи определенное время продолжительности разговора, а также задерживается в радиосети на непроизводительное время из-за недостаточной эффективности ее работы. Поэтому эффективность функционирования радиосети представляет собой среднее состояние, в котором находится данная радиосеть при рассмотрении ее работы.

Непроизводительные затраты времени появляются за счет того, что одним радиоканалом пользуется группа абонентов. Возникает ситуация, когда во время ведущегося радиопереговора один или несколько абонентов ожидают освобождения радиоканала для начала передачи. Время ожидания зависит от числа радиостанций в сети и величины нагрузки, создаваемой абонентами. Поэтому нужно добиваться такой загрузки радиосети, которая позволяет наиболее эффективно использовать отдельный радиоканал при допустимом времени ожидания.

В сетях маневровой и горочной связи, а также в радиосетях для технических работников в качестве непроизводительных затрат следует принимать время ожидания на освобождение занятого радиоканала.

Пользуясь кривыми, можно установить число радиостанций, которые должны работать в сети маневровой и горочной связи или в сети для технических работников станции при некоторых условиях, например, при определенных величинах эффективности функционирования или оперативности связи. Кроме того, можно определить допустимое время ожидания при различном числе радиостанций, работающих в одной сети, а также решить другие вопросы, связанные с построением радиосети.

Для сети радиосвязи с равнодоступными каналами основной характеристикой функционирования является вероятность потери вызовов (вероятность отказов). Потеря вызова при ограниченном числе абонентов возникает при условии последовательного осуществления двух событий: занятости всех каналов связи и поступления вызова в момент занятости всех каналов.

Результаты расчета показывают, что в радиосети с равнодоступными каналами достаточно использовать три канала. Это обеспечивает допустимую величину отказов, которая для сетей технологической радиосвязи не должна превышать 5... 10 %.

Таким образом, система станционной радиосвязи будет разрабатываться по двум направлениям — создание одноканальных радиосетей и радиосетей с равнодоступными каналами.