Радиорелейная связь на Куйбышевской дороге

Строительство радиорелейных линий на Куйбышевской дороге началось в 1962 г. Это были дорожные линии на основе аппаратуры РТА-24. В настоящее время в эксплуатации находится более 1000 км радиорелейных линий связи, оснащенных аппаратурой частотного и временного разделения каналов.

На радиорелейных станциях находятся свободностоящие трубчатые мачты, технические здания типа ШР-123, два фидера внешнего энергоснабжения и автоматизированные резервные электростанции ДГА-24, промежуточные пункты соединены кабелем с ДСП.



На некоторых интервалах работает аппаратура временного разделения каналов с дельта-модуляцией ДМ-400/6. Оперативно-техническое руководство линиями осуществляется со станции Куйбышев.

Техническую эксплуатацию устройств радиорелейной связи ведут 6 дистанций сигнализации и связи. На четырех из них созданы ремонтно-восстановительные бригады (РВБ). В состав бригады входят: старший электромеханик, электромеханик по СВЧ, электромеханик мачтовик-дизелист, электромеханик по автоматике, электромеханик-мачтовик.

Каждый работник РВБ помимо непосредственной работы по профилактике и ремонту закрепленного за ним оборудования, выполняет задания по плану группы. Это профилактика и настройка оборудования, электроизмерения, паспортизация устройств и т. д. План группы составляется на основе квартальных и годовых работ графика технологического процесса. Так, ежегодно измеряются уровень сигнала на входе стойки, коэффициент шума приемника, полоса пропускания УПЧ приемника, полоса пропускания УПЧ передатчика, выходная мощность передатчика, уровень пульсации питающих напряжений. Результаты измерений заносятся в электрические паспорта на аппаратуру.

Электрические паспорта на магистральный ствол и аппаратуру введены на дороге при приемосдаточных работах. Окончательно паспорта на аппаратуру оформлены в виде журналов, где собраны соответствующие протоколы измерений. Паспорт позволяет делать записи данных для Р-60/120 в течение 8 лет и для Р-404 — 18 лет. На каждый радиорелейный пункт составлен технический паспорт, его форма соответствует инструкции ЦШ/3775.



В первые годы эксплуатации устройств разработан и реализован ряд мер по повышению надежности действия линий, сокращению трудозатрат на обслуживание и улучшению условий труда.

Специалистами хозяйства сигнализации и связи выполнены проектирование, монтаж и пусконаладочные работы по доуплотнению 60 каналами линии на аппаратуре Р-60/120. Это позволило при минимальных затратах получить мощный пучок каналов дорожной связи.

Была пересмотрена схема электропитания аппаратуры Р-404. В новой схеме задействован типовой стабилизатор 6 кВ-А. Это повысило устойчивость и надежность работы при колебаниях напряжения внешних фидеров энергоснабжения.

Полностью модернизирована система воздушного охлаждения. Замена вентиляторов одним большей производительности улучшила условия труда электромехаников, облегчила температурный режим работы блоков. Централизованная система воздушного охлаждения позволила пересмотреть сроки и объем работ по обслуживанию электромотора, объемных резонаторов аппаратуры. Если раньше эти работы выполнялись ежеквартально, то сейчас один раз в год.

На основе анализа отказов ведется работа по повышению надежности действия устройств. Например, в блоках электропитания ненадежными элементами были селеновые выпрямители. Сейчас они заменены кремниевыми диодами КД212Р, Ж. Заменяются электролитические конденсаторы, которые теряя со временем емкость и изоляцию, вносят шумы в групповой спектр. Также из-за старения заменяются полупроводниковые приборы и электролитические конденсаторы модуляторов и демодуляторов аппаратуры Р-404. Ведется замена ламповых блоков управления стабилизаторов 6 кВ-А на блоки управления с транзисторами типа КТ805А, КТ601А, КТ315В и МП20А.

На радиорелейных линиях внедряется новая измерительная техника: генераторы СВЧ типа Г4-78, Г4-79, электронные частотомеры 43-34, измерительные линии Р1-37 с измерителями отношений В8-7, измерители мощности МЗ-28, МЗ-56. Внедрение новой современной измерительной техники повысило точность результатов измерений, сократило время проведения работ, повысило эффективность работы выездных! ремонтных бригад. Так, ужесточив контроль за частотным расписанием линии и увеличив коэффициент полезного действия разделительных фильтров, повысили устойчивость уровня сигнала на интервалах, что привело к улучшению работы линии. Далее провели юстировку антенно-фидерных устройств. Результатом проделанных работ явилось сокращение замираний. Если раньше в течение года наблюдалось 16...18 случаев федингов продолжительностью 8...10 часов, то сейчас 3...4 случая продолжительностью 40 мин...1 ч 10 мин. Эти замирания наблюдаются на интервале, где распространение радиоволн происходит над поверхностью Саратовского водохранилища.

Важная работа проводится по выполнению правил работы с источниками электромагнитных волн СВЧ диапазона. Не реже одного раза в год измеряется интенсивность паразитных излучений СВЧ на всех радиорелейных пунктах дороги. Сразу же принимаются меры по ликвидации отступлений от норм.

Вместе с тем существуют трудности, связанные, например, с выполнением работ по покраске и ревизии мачт радиорелейных пунктов. Аналогичное положение и на соседних дорогах. Поэтому целесообразнее проводить такие работы централизованно. Рекомендации по этому вопросу были приняты на сетевой школе в Воронеже, но, как говорится, воз и ныне там.

Новые условия хозяйствования диктуют и новые подходы к обслуживанию устройств связи. На малодеятельных станциях устройства проводной связи сосредоточены в зданиях радиорелейных пунктов. Техническое обслуживание аппаратуры системы передач, АТС и источников электропитания возложено на электромехаников радиорелейной связи. На Пензенском отделении дороги проделана большая работа по введению в строй телесигнализации и телеуправления аппаратурой дорожной связи. Используя стойки автоматики аппаратуры P-60/120 и проводные средства связи, дежурный электромеханик пункта Пенза имеет возможность дистанционно переключить блоки аппаратуры Р-404 и одновременно получить подтверждение о переключении. Возможности данной системы ограничены, но ее внедрение позволило отказаться от ночного дежурства.

После 19 и более лет эксплуатации устройства морально и физически устарели. Число отказов возрастает. Решение этой проблемы — в реконструкции существующих линий, оснащении их современной аппаратурой, совершенствовании технического обслуживания новых устройств.

Реконструкция РРЛ позволит при минимальных затратах резко увеличить количество каналов на линии Москва — Куйбышев, а внедрение централизованного обслуживания (в пределах Куйбышевской дороги); сократит штат на 35 чел. (или 30%) с годовой экономией фонда зарплаты около 80 тыс. рублей.

Реконструкция решит вопрос организации связи Куйбышевской дороги с Юго-Восточной, Приволжской и Южно-Уральской дорогами, обеспечит ввод в эксплуатацию системы «Экспресс-2», а также межмашинный обмен дорожных ВЦ указанных дорог и др.